Принцип работы аварийного радиобуя (АРБ)

30 Апреля 2019

Аварийный радио буй (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) служит для подачи сигнала бедствия и и для облегчения поисково-спасательных операций, терпящих бедствие судов и летательных аппаратов. Аварийный радио буй (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) служит для подачи сигнала бедствия и и для облегчения поисково-спасательных операций, терпящих бедствие судов и летательных аппаратов.

Типы АРБ:

  • Спутниковые радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ: их сигналы ретранслируются на частоте 406 МГц через спутники системы КОСПАС-САРСАТ;
  • Спутниковые радиобуи системы ИНМАРСАТ-Е: их сигналы ретранслируются через спутники системы ИНМАРСАТ;
  • Не спутниковые УКВ радиобуи: используются на 70 канале вблизи берега, где имеются приемные станции, вместо спутниковых радиобуев.

Все суда, совершающие плаванья за пределами района А1 (приблизительно 30-120 морских миль от береговой радиостанции), требуется оснащать АРБ.

Принцип работы спутникового АРБ системы КОСПАС-САРСАТ:

После включения АРБ начинает передавать в эфир сигнал бедствия с заранее в него записанной информацией о своей принадлежности (судно, судовладелец, порт приписки и т.п.). Спутники принимают этот сигнал и передают его в спасательно-координационный центр (СКЦ), который определяет координаты источника и организует спасательную операцию.

Информация о координатах в АРБ системы ИНМАРСАТ-Е поступает от встроенного оборудования, такого как GPS, или с помощью интерфейса с судовой навигационной аппаратуры. АРБ системы ИНМАРСАТ-Е работают только в пределах района охвата ИНМАРСАТ, обычно между 70 градусами северной и южной широт.

Кроме сигнала, передаваемого на спутники, большинство АРБ обеспечивают приводные сигналы на частоте 121,5 МГц, некоторые используют также частоту 243 МГц, а некоторые могут совмещать в своей конструкции и радиолокационный ответчик (SART). Некоторые аварийные радиобуи могут иметь также встроенные средства обработки сигналов GPS. Приводные сигналы могут приниматься непосредственно надводными и воздушными судами, ведущими поиск.

АРБ отличаются как по внешнему виду, так и по способу приведения устройства в действие. В не зависимости от конструкции, любой  АРБ предусматривает 2 режима подачи сигнала бедствия - ручной и автоматический.

1. Ручное включение АРБ

Ручной запуск может потребоваться в случае, если судно не тонет, но ему нужна помощь: пожар, посадка на мель, химическое заражение и т.д. Ручное включенное сводится к нескольким простейшим действиям, подающим питание на излучатель. Существуют модели АРБ, включающиеся только от одного лишь переворачивания, а есть модели, включающиеся при снятии их с держателя.

2. Автоматическое включение АРБ

В автоматическом режиме АРБ самостоятельно освобождается из держателя при уходе судна под воду, всплывает и начинает передавать сигнал бедствия. Для автоматического освобождения из держателя используются устройства, принцип действия которых аналогичен работе гидростатов спасательных плотов.

Для работы излучателя внутри герметичного корпуса находится автономный источник питания.

Во включенном состоянии АРБ в верхней его части загорается сигнальная лампа, которая, с одной стороны, является показателем работы устройства, а с другой стороны, облегчает спасателям визуальный поиск АРБ в море.

Пример спутникового аварийного радиобуя

На рисунке ниже спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ устанавливается на судне в перевернутом состоянии. Держатель АРБ имеет две откидных опоры - верхнюю и нижнюю. Верхняя опора приспособлена для ручного освобождения АРБ, а нижняя - для автоматического освобождения во время погружения судна под воду.

спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ Для ручного пуска АРБ:

  • выдернуть фиксирующую шпильку;
  • вытянуть штырь, запирающий опору;
  • поднять верхнюю опору и взять в руки АРБ;
  • перевернуть;
  • в торце корпуса выдернуть опломбированную шпильку (таким образом будет подано питание на излучатель).
Автоматический пуск АРБ:

Нижнюю опору держателя в рабочем положении удерживает гидростат, подобный тем, что устанавливаются на спасательных плотах. Этот гидростат освобождает нижнюю опору при погружении под воду, а освободившийся АРБ всплывает и переворачивается.

Морская вода, являясь проводником тока, замыкает электрическую цепь через выведенные наружу корпуса контакты, что переводит переключатель в режим подачи питания на излучатель.

Для избежания ложного срабатывания данного АРБ цепь подачи питания на прибор имеет два последовательных замыкающих устройства:

  • При ручном пуске:
    • внутренний автоматический замыкатель, срабатывающий при переворачивании;
    • ручной замыкатель на торце устройства.
  • При автоматическом пуске:
    • внутренний автоматический замыкатель, срабатывающий при переворачивании;
    • замыкатель цепи через морскую воду.

Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.
Ваша заявка успешно отправлена!
Необходимо принять условия соглашения
Вы заполнили не все обязательные поля
Произошла ошибка, попробуйте ещё раз