Идёт обсуждение изменений в Кодексы торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта РФ. Особое внимание уделяется затонувшему «бесхозному имуществу».
До 23 ноября 2020 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов обсуждаются поправки в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) России.
Проекты разработаны Министерством транспорта РФ и затрагивают вопросы удаления имущества, затонувшего в морских акваториях и на внутренних водных путях России в казанных Кодексах, а также в КоАП.
Что предлагают изменить?
Законопроекты ужесточают контроль за затонувшими морскими и речными судами, особенно «бесхозными». Определяются конкретные условия, при которых затонувшее имущество признается бесхозным. Затопление бесхозного имущества запрещается.
Нести ответственность за утилизацию «бесхозяйного имущества» будут субъекты РФ, где оно обнаружено. Поставить судно на учет, поднять, удалить или уничтожить необходимо будет в течение 3 месяцев с момента получения информации о нем. Расходы на эти работы возмещаются из бюджета, порядок возмещения устанавливается Правительством.
Значительно изменена 108 статья КТМ – «Подъем затонувшего имущества его собственником». Уточняются сроки подъема и порядок уведомления о затонувшем имуществе. Правительство должно установить порядок работы федеральных органов власти, которые будут определять, есть ли от затонувшего имущества угрозы деятельности порта, рыболовству, безопасности мореплавания или загрязнения морской среды.
Ответственность за нарушение новых положений КТМ и КВВТ устанавливается проектом изменений в КоАП. Там прописаны предполагаемые размеры штрафов. Так за затопление (подтопление) судна в пределах внутренних морских вод РФ или на внутренних водных путях РФ штраф может составить от 100 тыс. до 1 млн руб. За отказ владельца судна или иного затонувшего имущества поднять, удалить или уничтожить его в установленные сроки предлагают установить штраф от 1 до 10 млн руб.
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) считает, что предлагаемые изменения могут обязать рыбопромышленников предоставлять доказательства, что их судна не были затоплены преднамерено в целях утилизации.